Для детей грудного возраста
Детей грудного возраста в зависимости от состояния аппарата движения делят на 4 группы:
- I – от 1,5 до 4 мес.,II – от 4 до 6 месяцев,III – от 6 до 9 месяцев,IV- от 9 до 12 месяцев.
Рисунок 1. Примерный комплекс ЛГ для детей раннего возраста: 1 – скользящие движения ногами; 2 – присаживание с отведенными ногами; 3 – «парение» лежа на животе; 4 – поочередное сгибание ног; 5 – сгибание и разгибание рук; 6 – отведение и скрещивание рук на груди; 7 – вставание; 8 – «парение» на спине; 9 – поворот со спины на живот; 10 – ползание рефлекторное; 11 – присаживание при поддержке; 12 – самостоятельное присаживание; 13 – сгибание и разгибание ног; 14 – одновременное сгибание ног; 15 – ползание; 16 – приседание на корточки; 17 – приподнимание туловища за выпрямленные руки из положения лежа на животе; 18- сгибание и разгибание рук; 19- приподнимание из ИП лежа на спине; 20 – круговые движения руками.
В I группе. В первые месяцы повышен тонус сгибателей конечностей, поэтому используют рефлексы, связанные с разгибанием. Задачи: расслабление сгибателей конечностей, повышение тонуса разгибателей, содействие первым навыкам по изменению положения тела и развитию умелости рук (подвешивание на высоте рук игрушек, предметов). ЛГ: назначают рефлекторные упражнения и активные движения с учетом рефлексов. Рефлекс ползания – если ребенка положить на живот и приставить ладонь к подошвам, то он совершает ползающие движения. Хватательный рефлекс (с 3 месяцев) – при надавливании на ладони ребенка он сильно схватывает пальцы проводящего занятия или предмет. Рефлекс Галанта – разгибание туловища при проведении пальцем по околопозвоночной линии от таза к шее ребенка, лежащего на боку. Массаж: используют только поглаживание: поверхностное и медленное – сгибателей и более глубокое и энергичное – разгибателей.
Примерный комплекс упражнений и массажа в возрасте от 1,5 до 4 мес.
Продолжительность занятий – 6-8 минут
Выкладывание на живот.Массаж спины.Массаж ног в ИП на животе.Рефлекторное ползание.Массаж рук в положении на спине.Рефлекторное сгибание туловища на правом боку.Массаж ног в ИП на спине.Рефлекторное разгибание туловища на левом боку.Рефлекторное упражнение для стоп (при массаже стоп сгибаются пальцы).Массаж живота.
Во II группе. Исчезает гипертонус сгибателей нижних конечностей. Задачи: воспитание двигательных умений, укрепление мышц шеи (на основе пищевого рефлекса с поворотами и подниманием головы ребенка), туловища, особенно спины. ЛГ: вводят пассивные движения для мышц нижних конечностей; в 5 месяцев ребенок может сидеть, держась за что-либо руками, но позвоночник сгибается, поэтому при переходе из положения лежа в положение сидя нужна поддержка за руки; в 6 месяцев ребенок сам поворачивается с живота на спину, сидит без поддержки, пытается ползать, для поощрения этих движений рекомендуют чаще выкладывать малыша на живот. При выполнении движений необходимо для поддержания ритмичности и для слухового развития считать вслух (раз, два, три, четыре). Массаж: помимо поглаживания применяют и другие вышеуказанные приемы массажа.
Примерный комплекс упражнений и массаж для детей в возрасте от 4 до 6 месяцев
Выкладывание на живот.Массаж спины.«Парение» на животе 3-5 секунд.Поворот с живота на спину.Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди.Массаж ног.Поворот на живот.Упражнение в ползании.Поворот с живота на спину.Массаж рук.Сгибание и разгибание ног в коленных и тазобедренных суставах, 3-5 раз.Отведение и приведение согнутых ног, 3-5 раз.Массаж живота.
В III группе. В 7 месяцев ребенок может ползать, встает на колени, повторяет отдельные слоги; в 8 месяцев – сам садится, из положения сидя ложится, стоит с опорой, при поддержке за руки пытается ходить; в 9 месяцев – пытается стоять без опоры, ходит с поддержкой за руки, садится из положения стоя, собирает предметы, начинает понимать речь. Задачи: стимуляция к ползанию, укрепление мышц для сидения и стояния, способствовать координации движений и пониманию речи (словесными указаниями: сядь, возьми и т. п.). ЛГ: сочетают активные и пассивные упражнения с массажем спины и живота. Общий массаж должен предшествовать упражнениям.
Примерный комплекс упражнений для детей в возрасте от 6 до 9 месяцев
Пассивное одновременное поднимание рук вперед, вверх за голову со словесным указанием (4-6 раз).Пассивное со словесным указанием сгибание и разгибание обеих ног одновременно, (5-7 раз).Активный поворот на живот по словесному указанию и побуждению при помощи игрушки. «Парение» на животе.Массаж спины.Ползание на животе, побуждаемое игрушкой.Активный поворот на спину, побуждаемый игрушкой и словесным указанием.Пассивное отведение рук в стороны и скрещивание их на груди со словесным указанием (6-8 раз).Массаж живота.Пассивные круговые движения в тазобедренных суставах (4-6 раз).Активный поворот на живот через левый бок.Активный поворот на спину через правый бок.Пассивное присаживание со словесным указанием.
В IV группе. Двигательные возможности расширяются. Ребенок стоит без опоры, хорошо ходит, садится на корточки, наклоняется без приседания, произносит отдельные слова. Задача: направление и закрепление двигательных навыков, стимуляция упражнений по речевой инструкции. ЛГ: активные упражнения и с помощью, в ИП лежа, сидя, стоя; используют игрушки, предметы; вводят больше речевых инструкций, больше упражнений в приседании. Массаж проводят после упражнений для отдыха.
Для детей ясельного возраста (от 1 года до 3 лет)
Двигательные умения развиваются относительно быстро. Рекомендуют комплексы физических упражнений в соответствии с двигательными возможностями: зарядку сразу после сна с двух летнего возраста в течение 3-5 минут и гимнастику 2-3 раза в неделю с целью совершенствования двигательных навыков. Задачи ЛГ: закрепление автоматизмов ходьбы; воспитание координации движений (перешагивание через предметы, перепрыгивание, ходьба по скамьям, игры с мячами); устранение факторов, способствующих развитию плоскостопия и нарушений осанки.
Примерный комплекс упражнений для детей в возрасте от 2 до 3 лет
ИП – стоя друг за другом. Ходьба по нижней доске гимнастической скамьи. Пройти 2 раза.ИП – лежа на спине на полу. Поднятие прямых ног до палки (взрослый держит палку на высоте, равной длине ног у детей) (2-3 раза).ИП – то же. Присаживание, держась за палку, которая находится в руках у взрослого (2-3 раза).ИП – сидя верхом на гимнастической скамье друг за другом, в руках справа и слева – палка. Наклоны туловища вправо и влево с одновременным отведением рук с палками в стороны (2-3 раза в каждую сторону).ИП – лежа на животе, руки вытянуты вперед. Поднимание головы и груди (2-3 раза).ИП – лежа на животе. Подползание под веревочкой, натянутой на высоте 20 см от пола (2-3 раза).ИП – стоя друг за другом. Подпрыгивание через палку, лежащую на полу (2-3 раза).ИП – стоя, держась за палку, Приседание и вставание на носки (взрослый держит палку), 2-3 раза.ИП – стоя друг за другом. Ходьба по ребристой доске в течение 1 минуты.
Для детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет).
Ведется обучение легкости ходьбы и бега, в том числе с препятствиями, прыжкам в длину и высоту с разбега, метанию мяча, лазанию на гимнастической стенке, подбрасыванию мяча, слежению за правильной осанкой, включают навыки спортивно-прикладных упражнений и спортивные игры: теннис, волейбол, футбол и др. Детей обучают групповым методом 3 раза в неделю.
Рисунок 2. Примерный комплекс имитационных упражнений для дошкольников 3-4 лет.
Рисунок 3. Примерный комплекс упражнений для дошкольников 3-4 лет.
Рисунок 4. Примерный комплекс упражнений для дошкольников 5-6 лет.
Рисунок 5. Примерный комплекс ЛГ при нарушении осанки.
Источник: