На физическое развитие ребенка влияют многие факторы (условия внешней среды, питание и др.), но наиболее мощным фактором является двигательная активность, которая у грудных детей формируется на основе врожденных рефлексов. По мере формирования условных рефлексов многие безусловные рефлексы угасают, и в дошкольном и младшем школьном возрасте формируются автоматизированные движения, которые сохраняются на всю жизнь. Нельзя переоценить роль гигиенической гимнастики и массажа для правильного развития ребенка и повышения устойчивости к неблагоприятным факторам окружающей среды.
Рисунок 1. Схема развития статических и двигательных функций у грудного ребенка
Гимнастику и массаж проводят в хорошо освещенной комнате при температуре не ниже 22-24°С. Руки у проводящего процедуру должны быть теплыми и сухими. Стол покрывают одеялом, клеенкой и чистой пеленкой. Ребенка обнажают. При массаже пользоваться присыпками и смазывающими веществами не следует. Занятие проводят до кормления или не ранее, чем через 1-1,5 часа после него. Продолжительность занятия – от 6 до 15 минут. Каждое упражнение повторяют по 4-8 раз.
Массаж можно начинать с 2-3-недельного возраста. Ребенок лежит на спине или животе ножками к массажисту. Вначале массируют спину, затем заднюю поверхность шеи, руки, ноги и живот. Суставы не массировать, а область печени и почек – осторожно!
Рисунок 2. Массаж детей в раннем возрасте
Массаж спины. Ладонной или тыльной поверхностью кистей (кисти) поглаживают спинку малыша от ягодиц к шее и обратно (3-4 раза), позвоночник не массируют. Круговыми движениями подушечек пальцев выполняют растирание с умеренным нажимом от крестца к шее. Мышцы спины разминают, нежно сжав их большим пальцем (с одной стороны) и остальными (с другой), перемещая пальцы по ходу мышц. Похлопывание выполняют тылом кисти или кончиками пальцев. Вибрацию проводят большим и указательным пальцами или указательным и средним пальцами, располагая их по бокам остистых отростков, снизу вверх к шее и обратно.
Массаж рук. Ребенок на спине. Массажист дает ребенку захватить большой палец руки и массирует сначала внутреннюю, а затем наружную поверхность ручки от пальчиков к плечу; выполняют растирание спиралевидными движениями и щипцеобразное разминание в том же направлении (6-8 раз).
Массаж ног. Малыш на спине. Стопу ребенка мягко фиксируют на ладони массажиста, ножка в полусогнутом положении. Указательным и средним пальцами свободной руки производят поглаживание и круговое растирание подошвы от пальцев к пятке, похлопывание тыльной стороной полусогнутых пальцев (указательного и среднего), поглаживают наружную и заднюю поверхность голени, заднюю и переднюю поверхность бедра от стопы к тазобедренному суставу, обходя коленную чашечку снаружи (3-8 раз), растирают и разминают с легким нажимом круговыми поступательными движениями в том же направлении.
Массаж живота. Вначале – круговое поглаживание ладонной и тыльной поверхностями кисти по часовой стрелке, затем поглаживание и растирание подушечками двух-четырех пальцев по ходу толстого кишечника, растирание косых мышц живота (большие пальцы у мечевидного отростка скользят к позвоночнику и обратно), спиралевидное растирание, описывая расходящиеся окружности от пупка к периферии передней брюшной стенки, а затем – обеими руками в направлении от лобка к реберным дугам. Движения повторяют 3-5 раз.
Источник: