Шарнир равных угловых скоростей (ШРУС) – компонент трансмиссии автомобиля, передающий вращение от коробки передач к приводным колёсам. От его состояния зависит управляемость машины и безопасность движения. Проверить ШРУС на исправность можно своими руками. Это актуально для водителей передне- и полноприводных автомобилей, ведь передавая крутящий момент, эта деталь выходит из строя относительно часто. Признаки и причины поломки ШРУСа (гранаты) на автомобиле помогут водителям в поиске путей решения проблемы.
Конструкция шарнира
Переход от заднего к переднему приводу потребовал от автопроизводителей разработки новых технических решений. Передача вращения на управляемые колёса сопряжена с большими углами поворота. Карданный вал, устанавливаемый на заднеприводных автомобилях, с этой задачей не справлялся ввиду ограниченного угла поворота и низкого КПД. Но, после внесения изменений в конструкцию, он стал прототипом современного шарнира равных угловых скоростей.
Производители автомобильных запчастей выпускают два типа ШРУСов. Первый называют «рцеппа» (более известный как «шестишариковый»). Он состоит из двух обойм (внутренней и внешней), стальных шариков и сепаратора их разделяющего. Благодаря точности изготовления и минимальным зазорам рцеппа может передавать высокий крутящий момент на больших оборотах и углах поворота до 60°.
Второй тип ШРУСа – «трипод». Его конструкцию разработали в Японии, где его и применяют на некоторых автомобилях. Устроен он несколько сложнее, чем рцеппа, но он способен передавать вращение под углом и перемещаться вдоль оси. Трипод состоит из корпуса, в котором неподвижно закреплена трёхлучевая звезда со сферическими роликами и вилки с профильными канавками. Недостатки такой конструкции – невозможность работы при углах, превышающих 30°, сложность изготовления и, как следствие, высокая цена.
Независимо от конструкции и технологии изготовления, компоненты привода обязательно оборудуют пыльником, закреплённым стяжными хомутами и стопорным кольцом для фиксации детали на валу. Повреждение одного из них – это повод проверить ШРУС (гранату) на машине. Попадание воды, песка или грязи во внутреннюю полость недопустимо. Посторонние вещества приведут к интенсивному износу рабочих поверхностей и повреждению привода.
Появление следов смазки на наружных поверхностях пыльника – один из признаков неисправного ШРУСа.
Шарнир, будь то рцеппа или трипод не может сам передавать вращение на ступицу колеса. Он является составляющим компонентом привода, состоящего из вала и двух ШРУСов (внутреннего и внешнего). Первый выполнен из толстостенной трубы диаметром 25-35 мм. Внутренний устанавливают на коробке скоростей, а наружный на ступице колеса. Первый работает при углах вращения, не превышающих 30°, что позволяет установить туда трипод. На внешней стороне закрепляют ШРУС типа рцеппа.
Однако, при работе привод воспринимает не только крутящие нагрузки. Во время движения автомобиля происходит качание подвески, что приводит к изменению расстояния между шарнирами. Для компенсации этого, приводной вал во внутреннем ШРУСе может перемещаться по шлицам. В премиальных автомобилях в этом месте устанавливают трипод с жёстко закреплённой полуосью. Такая конструкция надёжней, но дороже привода, собранного на основе простых ШРУСов.
Основные причины и признаки отказов
Опыт эксплуатации и ремонта автомобилей подсказывает, что проблемы с приводом могут возникнуть даже у новой машины с небольшим пробегом. Существует ряд причин, по которым возможен отказ ШРУСа:
- Отсутствие консистентной смазки. Последняя может вымываться через неплотное соединение пыльника с металлическими частями либо через повреждённые зоны защитного покрытия. Нехватка смазки или ее полное отсутствие приводит к повышенному износу контактных поверхностей.
- Повреждение пыльника. Через трещины и отверстия в ШРУС могут попадать грязь, дорожная пыль, песок. Смешиваясь со смазкой мельчайшие частицы становятся абразивным материалом, который истирает рабочие поверхности.
- Низкое качество деталей. Ввиду высоких контактных напряжений в узле применяют легированные стали с увеличенной твёрдостью. Если производитель отступает от технологии изготовления используя «мягкий» металл, детали быстро исчерпают свой ресурс.
- Агрессивная манера вождения или буксировка тяжелых прицепов. Запас прочности узла конструкторами заложен таким образом, чтобы его ресурса хватило для среднестатистического водителя. Превышение эксплуатационных нагрузок приводит к уменьшению срока службы привода.
- Механическое воздействие. При попадании колеса в глубокую выбоину, либо машины в ДТП может произойти повреждение элементов привода.
- Естественная деградация узла. В ШРУСе, который выработал ресурс наблюдается увеличение рабочих зазоров, что приводит к его быстрому разрушению.
Повышенная вибрация, которая является следствием износа деталей подвески (шаровых опор, наконечников, стоек) негативно сказывается на состоянии ШРУСа, уменьшая его срок службы.
При первых признаках появления проблемы с шарнирами необходимо проверить привода переднеприводного автомобиля. Если своевременно не обнаружить дефект, повреждения ШРУСа могут превысить критические и он может разрушиться во время движения. Машина в худшем случае может попасть в ДТП, а в лучшем её придётся доставлять к месту ремонта на эвакуаторе либо менять неисправную деталь прям на дороге. Водителям нужно оперативно реагировать на признаки неисправности ШРУСа:
- Хрустящие (щёлкающие) звуки во время движения в повороте.
- Зазоры между деталями шарниров.
- Шум при начале движения или резком ускорении.
- Рывки при разгоне.
Диагностирование повреждений
Мало знать признаки, чтобы определить неисправность внутреннего ШРУСа или наружного. Шум может проявиться и при других дефектах деталей подвески. Следует выявить симптомы, чтобы узнать о неисправности ШРУСа. Дефекты внутренних и внешних шарниров диагностируют по-разному. Общее для них – работа при повышенных нагрузках и в экстремальных положениях. Только так определяют критический износ, не снимая шарниры с автомобиля.
Проверка внутреннего шарнира
Чтобы проверить внутреннюю гранату, и определить неисправный ШРУС, необходимо нагрузить эти детали. При движении автомобиля водители используют два способа диагностирования: езда по препятствиям и перегрузка машины. В первом случае проезжают по неровной дороге с выбоинами и кочками. Для этого выбирают участок полотна так, чтобы препятствия располагались по одну сторону. Поочерёдно проезжают на скорости 15-20 км/ч по неровностям правыми и левыми колёсами. Если дефекты есть, при попадании в выбоины будет характерный стук в зоне крепления шарниров.
Второй способ заключается в перегрузе автомобиля таким образом, чтобы передняя часть машины слегка приподнялась. В этом случае внутренние шарниры будут работать под критическими углами, что позволит спровоцировать появление более явного шума. Водители для утяжеления машины усаживают на заднее сиденье пассажиров, а в багажник загружают тяжёлые предметы. Когда передняя часть автомобиля слегка приподнимется, проезжают ровный участок дороги, желательно имеющей уклон вверх. Под увеличенной нагрузкой шарнир должен стучать сильнее.
Издавать шум при движении автомобиля может не только привод. Чтобы точно определить поломку внутреннего ШРУСа нужно провести диагностику узла на СТО или в сервисной мастерской.
Наружного
После появления признаков выявить неисправность наружного ШРУСа будет несложно. Водителю нужно выбрать ровную площадку, на которой можно свободно поездить в разных направлениях никому не мешая. Для диагностики необходимо поочерёдно вывернуть колёса вправо и лево, резко тронуться с места. Шарнир с выработкой будет издавать хруст. Ввиду большого расстояния между деталями, определить сторону, где стоит дефектный ШРУС будет легко.
Слушать звук, исходящий из трансмиссии лучше при открытых окнах. Можно выбрать площадку рядом со стеной. В этом случае получится эффект усиления звуковых волн, когда они, отражаясь от преграды, достигнут водителя. Кроме того, можно попросить помощника послушать шум, исходящий от деталей трансмиссии. Как правило, при повороте направо будет шуметь левый ШРУС, и наоборот. Объясняется это силами инерции, действующими на автомобиль и перераспределением нагрузки.
Универсальная проверка шарниров
Алгоритм диагностики позволяет более точно определить, какая из деталей повреждена. Последовательность действий:
- Поставить автомобиль на ровную площадку, зафиксировать задние колёса ручным тормозом, подложить противооткатные упоры.
- Поочерёдно домкратом вывесить передние правое и левое колёса. Для безопасности под кузов лучше установить подпорки.
- Завести двигатель и включить первую передачу. В это время вывешенное колесо начнёт вращаться.
- Для диагностики внутреннего шарнира плавно нажимают па педаль тормоза, нагружая привод. Появление шума рядом с коробкой передач свидетельствует об износе детали.
- Для проверки внешнего ШРУСа полностью выворачивают рулевое колесо поочерёдно вправо и влево. Если неисправен только внутренний шарнир, то звук не изменится. При износе внешнего в общий шум добавится постукивание и от него.
Рекомендации по ремонту
При выявлении дефектов в трансмиссии их следует как можно быстрее устранить. Точно диагностировать состояние шарниров возможно только после их демонтажа, разборки и промывки деталей. Как это сделать для автомобиля можно посмотреть на видео.
Ввиду особенностей конструкции отремонтировать повреждённые металлические части не удастся. Водителям доступна только замена защитных пыльников и стяжных хомутов.
После промывки от старой смазки внимательно осматривают контактные поверхности корпусов, шариков, сепаратора. На них не должно быть оспинок, трещин и сколов. Если они есть, ШРУС в сборе подлежит замене. При незначительных повреждениях шарниры с приводных колёс можно поменять местами. В этом случае нагруженными окажутся невыработанные поверхности. Эта мера временная и нужна, чтобы продлить ресурс компонентов до плановой замены. После сборки шарнир обязательно наполняют свежей консистентной смазкой и герметично закрывают пыльником.
Шарнир равных угловых скоростей – один из основных узлов трансмиссии автомобиля. Все его элементы изготавливают из качественных материалов. Как правило, срок годности ШРУСа высок, но он может преждевременно изнашивается. Своевременная диагностика позволит вовремя обнаружить дефект и не допустит образования нештатной ситуации.
Приводной вал: неисправности, признаки и их причины
Приводной вал (часто называют полуосью) является важным элементом конструкции автомобиля. Это – механизм, передающий крутящий момент с дифференциала на ведущие колеса. Зачастую данная деталь установлена в переднеприводных моделях автомобилей, но иногда ее можно встретить в составе заднеприводного авто.
К наиболее частым неисправностям полуоси относят преждевременный износ и механические повреждения. Важно отметить, что такие запчасти рено трафик, как полуоси, считаются достаточно долговечными элементами конструкции. Самый продолжительный рабочий ресурс имеют валы, которые используются на семейных авто. Причина в том, что спортивный стиль вождения, а также регулярная езда по ямам приводят к преждевременному износу компонентов вала. Произвести технический осмотр и ремонт рено трафик вы всегда сможете на территории компании РеноМастер. Полный перечень услуг представлен на официальном сайте фирмы по ссылке http://renaultmaster.com.ua/products/renault/trafic.
Признаками выхода из строя приводного вала являются:
- пробуксовка колес во время переключения передач;
- проблематичное либо невозможное переключение передач;
- утечки трансмиссионного масла;
- появление пены в системе;
- посторонние шумы в области приводной системы;
- виляние колесной базы при движении;
- уход транспортного средства в сторону во время езды по прямой линии;
- ощутимая вибрация под днищем автомобиля.
Наиболее популярной причиной потери работоспособности полуоси является износ подшипников. Это влечет за собой утечку рабочего масла, а также истирание сальника приводного вала. В процессе эксплуатации транспортного средства трансмиссионное масло нагревается и становится более жидким. Вследствие этого возрастает сила трения, и сальники приходят в непригодность. Специалисты СТО, которые часто сталкиваются с ремонтом рено трафик, отмечают, что подшипники вала в 90% случаев становятся причиной поломки. Помимо заливания маслом, детали повреждаются из-за попадания абразивных частичек либо дефектов запорных колец.
Важно отметить, что к причинам неисправностей полуоси также относят ослабление креплений и повреждение шлицов. Несвоевременное обращение в автомастерскую приводит к тому, что полуось просто лопнет пополам.
Владельцы переднеприводных автомобилей довольно часто сталкиваются с такой проблемой, как разрыв защитного кожуха ШРУСа. Пыльники рвутся вследствие перепадов температуры, воздействия химических реагентов и по истечению срока эксплуатации. Разрыв резинового кожуха влечет за собой попадание влаги и грязи на вал. Такое воздействие является пагубным для детали и приводит к ее выходу из строя.
Немаловажную роль играет качество комплектующих элементов полуоси. Производители настоятельно рекомендуют приобретать подлинные детали, которые обладают хорошим качеством. Найти запчасти по доступной стоимости всегда можно на авторазборке рено трафик.
Повреждение полуоси можно объяснить неправильно проведенным монтажом либо чрезмерным силовым воздействием. Поэтому ремонт рено трафик (http://renaultmaster.com.ua/products/renault/trafic) лучше доверять опытным мастерам, которые знают все нюансы строения механизма.
Диагностику приводного вала желательно выполнять каждые 15000 км пробега. Рекомендовано делать это в специализированных местах, которые имеют необходимое оснащение и измерительные стенды. Ремонт полуоси заключается в замене поврежденной либо изношенной детали. Так как вал включает в свою конструкцию достаточно много элементов, его замена требуется лишь в таких редких случаях, как износ системы либо неисправимое повреждение вследствие аварий.
Неисправности шарниров равных угловых скоростей на современных автомобилях
В современном автомобилестроении практически на всех автомобилях для их привода устанавливаются шарниры равных угловых скоростей (ШРУСы). На каждом приводе установлено по два шарнира – внутренний и наружный.
Это устройство предназначено для передачи вращения от дифференциала трансмиссии на колеса автомобиля. При этом шарниры, пр помощи своей конструкции, могут изменять угол между полуосями. При поворотах автомобиля, его колесо меняет угол, но благодаря шарнирам вращение продолжает передаваться.
Поскольку ШРУС работает под постоянными большими нагрузками, его составляющие изготавливают из сверхпрочных материалов для более медленного их износа. Но несмотря на это, по ряду причин, шарнир может выйти из строя.
Достаточно скорой поломке внутреннего ШРУСа с появлением характерных признаков может способствовать агрессивный стиль езды, поскольку в этот момент увеличивается нагрузка на привод.
Попадание пыли и грязи в пылезащитный чехол шарнира, в случае его повреждения, приводит к увеличению трения в механизме шарнира, что тоже приводит к выходу его из строя.
Устройство привода (ШРУСа)
- корпус в виде сферы;
- ведомый вал;
- ведущий вал;
- внутренняя обойма;
- сепаратор с шариками подшипника;
Как самостоятельно диагностировать неисправности привода
Первый признак при появлении выработки в шарнире — это появление хруста при поворотах и резком разгоне автомобиля. При возникновении таких звуков, необходимо произвести осмотр привода. Для этого подняв автомобиль и приняв все меры безопасности, произведите визуальный осмотр на предмет повреждения пыльников и подтекания из-под них смазки.
Следующим шагом необходимо проверить состояние подшипников. Взявшись рукой за привод, пошатайте его в разные стороны. При этом не должно быть ощущаться явных люфтов. При обнаружении таких неполадок необходимо заменить подшипники.
Как заменить внутренний ШРУС, признаки поломки которого проявились
Для замены понадобится приобрести комплект запчастей:
- Новый подшипник.
- Новый пыльник.
- Хомуты.
- Смазка для подшипников.
Для выполнения этой работы не потребуется никакого специального инструмента, ее сможет выполнить любой автолюбитель.
- поднимите автомобиль, приняв необходимые меры безопасности;
- снимите колесо;
- открутите ступичную гайку, удерживая автомобиль на тормозе;
- отверните болты крепления шаровой опоры;
- разъедините шлицевое соединение ступицы и вала, взявшись руками за стойку и потянув ее на себя;
- для того чтобы вытащить внутреннюю часть ШРУСа из дифференциала — резко дерните вал на себя, помогая при этом монтажкой;
- отверните хомуты;
- выверните пыльник;
- сбейте подшипник с вала, ударяя по обойме молотком;
- снимите пыльник;
- установите новый пылезащитный чехол на ось;
- запрессуйте новый подшипник на вал, ударяя по нему молотком через проставку;
- набейте новую смазку в пылезащитный чехол и затяните хомуты;
- сборка производится в обратном порядке;
Важно: при установке внутренней части ШРУСа в дифференциал, необходимо чтобы стопорное кольцо защелкнулось в нем.
Своевременная замена внутреннего ШРУСа при появлении признаков поломки, предотвратит износ и повреждения остальных важных частей трансмиссии
При выполнении этих работ, рекомендуется произвести осмотр всех составляющих привода и при обнаружении неисправностей или повреждений пылезащитных чехлов, произвести замену всех неудовлетворительных элементов.
При своевременном техническом обслуживании и диагностике составляющих и узлов привода, а также при использовании качественных запасных частей и смазок, срок службы механизме значительно продлевается.
Элементы, защищающие шарниры на переднеприводных автомобилях ВАЗ
Пыльник — это элемент защиты шарниров на переднеприводных автомобилях Жигули, сделанный из специальной резины в форме гофры. Он устанавливается на внутренний и наружный шарниры привода и защищает их от воздействия внешних факторов. Также он удерживает внутри шарнира необходимую для работы смазку.
Самостоятельная замена передних подшипников на автомобилях ВАЗ
Ступицы являются важным элементом передней подвески автомобиля. При неисправности ступичных подшипников, первым появляется гул, а иногда и скрежет в передних колесах автомобиля. Ступица начинает греться, из-за этого могут начаться проблемы с тормозами. Люфт в ступицах передней подвески, приводит к
Все о ШРУСе и о том, как осуществить его демонтаж и монтаж
Перед тем как начинать говорить о какой-либо поломке, необходимо дать конкретное определение той или иной детали, которая в дальнейшем будет ремонтироваться. Эта относится и к починке ШРУСа. Данная деталь является одной из составляющих трансмиссии. Вообще ШРУС – это аббревиатура, которая
Как самостоятельно заменить пыльники шруса на машине ВАЗ 2109.
Пыльники шруса — узел переднего привода, который в народе называют «граната». Причины, которые приводят к их повреждению, могут быть разные: старение материала, наезд на препятствие, а так же небрежная эксплуатация автомобиля.
Защитные чехлы ШРУСа: признаки выхода из строя и принципы установки нового пыльника
Граната (ШРУС) является важным элементом привода автомобиля – с его помощью на ведущие колеса передается крутящий момент от КПП.
Как поменять пыльники шарнира приводного вала на переднеприводных автомобилях ВАЗ
Пыльники шарниров приводного вала — важные элементы, защищающие подшипник от попадания в него пыли и грязи. Необходимо регулярно проверять их целостность.
Приводной вал: неисправности, признаки и их причины
Приводной вал (часто называют полуосью) является важным элементом конструкции автомобиля. Это – механизм, передающий крутящий момент с дифференциала на ведущие колеса. Зачастую данная деталь установлена в переднеприводных моделях автомобилей, но иногда ее можно встретить в составе заднеприводного авто.
К наиболее частым неисправностям полуоси относят преждевременный износ и механические повреждения. Важно отметить, что такие запчасти рено трафик, как полуоси, считаются достаточно долговечными элементами конструкции. Самый продолжительный рабочий ресурс имеют валы, которые используются на семейных авто. Причина в том, что спортивный стиль вождения, а также регулярная езда по ямам приводят к преждевременному износу компонентов вала. Произвести технический осмотр и ремонт рено трафик вы всегда сможете на территории компании РеноМастер. Полный перечень услуг представлен на официальном сайте фирмы по ссылке http://renaultmaster.com.ua/products/renault/trafic.
Признаками выхода из строя приводного вала являются:
- пробуксовка колес во время переключения передач;
- проблематичное либо невозможное переключение передач;
- утечки трансмиссионного масла;
- появление пены в системе;
- посторонние шумы в области приводной системы;
- виляние колесной базы при движении;
- уход транспортного средства в сторону во время езды по прямой линии;
- ощутимая вибрация под днищем автомобиля.
Наиболее популярной причиной потери работоспособности полуоси является износ подшипников. Это влечет за собой утечку рабочего масла, а также истирание сальника приводного вала. В процессе эксплуатации транспортного средства трансмиссионное масло нагревается и становится более жидким. Вследствие этого возрастает сила трения, и сальники приходят в непригодность. Специалисты СТО, которые часто сталкиваются с ремонтом рено трафик, отмечают, что подшипники вала в 90% случаев становятся причиной поломки. Помимо заливания маслом, детали повреждаются из-за попадания абразивных частичек либо дефектов запорных колец.
Важно отметить, что к причинам неисправностей полуоси также относят ослабление креплений и повреждение шлицов. Несвоевременное обращение в автомастерскую приводит к тому, что полуось просто лопнет пополам.
Владельцы переднеприводных автомобилей довольно часто сталкиваются с такой проблемой, как разрыв защитного кожуха ШРУСа. Пыльники рвутся вследствие перепадов температуры, воздействия химических реагентов и по истечению срока эксплуатации. Разрыв резинового кожуха влечет за собой попадание влаги и грязи на вал. Такое воздействие является пагубным для детали и приводит к ее выходу из строя.
Немаловажную роль играет качество комплектующих элементов полуоси. Производители настоятельно рекомендуют приобретать подлинные детали, которые обладают хорошим качеством. Найти запчасти по доступной стоимости всегда можно на авторазборке рено трафик.
Повреждение полуоси можно объяснить неправильно проведенным монтажом либо чрезмерным силовым воздействием. Поэтому ремонт рено трафик (http://renaultmaster.com.ua/products/renault/trafic) лучше доверять опытным мастерам, которые знают все нюансы строения механизма.
Диагностику приводного вала желательно выполнять каждые 15000 км пробега. Рекомендовано делать это в специализированных местах, которые имеют необходимое оснащение и измерительные стенды. Ремонт полуоси заключается в замене поврежденной либо изношенной детали. Так как вал включает в свою конструкцию достаточно много элементов, его замена требуется лишь в таких редких случаях, как износ системы либо неисправимое повреждение вследствие аварий.
Приводы к выключателям высокого напряжения — Дефекты приводов и методы их устранения
Содержание материала
Возможные дефекты приводов выключателей высокого напряжения можно разделить на две основные группы. К первой группе следует отнести дефекты, возникающие в процессе изготовления и испытания приводов на заводе-изготовителе. Ко второй группе следует отнести дефекты, возникающие в процессе работы привода в эксплуатации. Дефекты приводов первой группы (например, перекосы сварных звеньев, несоосность отверстий, искривление направляющих и т. п.) слишком разнообразны и зависят от ряда причин. Эти дефекты легко выявляются и устраняются при проведении контрольных испытаний на заводе. Поэтому всякая возможность поставки недоброкачественных приводов с подобными дефектами исключается, тем более для подстанционных выключателей, где привод спаривается с выключателем и проверяется в работе на заводе-изготовителе.
Не исключена возможность поставки недоброкачественных приводов, если в самой конструкции заложены элементы недостаточно четкого взаимодействия отдельных звеньев механизма или из-за несовершенства технологии и технологической оснастки. Обычно такая нечеткая работа привода имеет место только при выпуске новых образцов, работа которых еще не проверена в эксплуатации.
Возможные дефекты приводов второй группы и методы их устранения могут интересовать не только заводы-изготовители, но особенно эксплуатирующие и монтирующие организации.
Всякая нечеткая работа привода обязывает завод-изготовитель принять необходимые меры для устранения ее. Особенно большое количество дефектов выявлено в приводах старых конструкций, которые в настоящее время либо сняты с производства, либо выпускаются в небольших количествах для устаревших типов выключателей, все еще находящихся в эксплуатации.
Рассмотрим возможные дефекты приводов, которые были выявлены в эксплуатации.
- Регулировка привода, особенно на включение, представляет некоторую сложность, в частности, затруднена регулировка блок-контакта привода в цепи промежуточного контактора включающего электромагнита. Этот контакт с одной стороны, должен быть замкнут на время, необходимое для включения выключателя, и, с другой стороны, контакт должен иметь достаточный разрыв, чтобы надежно рвать цепь промежуточного контактора. Обеспечить оба эти условия представляет значительные трудности. При незначительных загрязнениях механизма привода или увеличение трения за счет большой густоты смазки и понижения температуры даже правильно отрегулированный привод может отказать в работе. При этом время замыкания блок-контактов в цепи включения становится недостаточным для включения привода. Этот недостаток приводов можно устранить путем применения промежуточного контактора с задержкой на отпадение.
В последнем случае не требуется специальной регулировки блок-контактов в цепи включения, так как время обтекания током включающего электромагнита привода в основном определяется временем задержки промежуточного контактора. Для задержки на отпадение обычный контактор подвергается незначительной переделке магнитной системы, в нем устраивают магнитное демпфирование. На сердечник насаживается массивная магнитная гильза или кольцо для создания замедления времени отпадения якоря (порядка 0,18—0,22 сек), что является достаточным для включения выключателя в любых условиях. Такая реконструкция реле значительно повышает надежность работы приводов и, следовательно, выключателей. После этого никаких ненормальностей в работе кинематического механизма привода, контактной системы и других конструктивных деталей выключателя не было отмечено при длительной эксплуатации.
- В приводах типов ПС-30 и ПВС-150 в эксплуатации наблюдались случаи невозвращения сердечника отключающего электромагнита в исходное положение после отключения выключателя. Это явление чаще всего наблюдалось после наступления похолодания.
Сердечник отключающего электромагнита иногда кратковременно задерживался и в промежуточном положении. Эту задержку чаще всего объясняли недостаточно тщательной регулировкой сердечника и бойка, механическими заеданиями, наличием густой смазки или образованием окислов на поверхности трущихся частей. Конечно, все эти причины оказывают некоторое влияние, однако более тщательная проверка причин задержки возврата сердечника отключающей катушки в исходное положение показала, что сердечник имеет магнитное сцепление с отключающим рычагом привода, который
намагничивается при работе отключающей катушки. Сердечник висит, будучи притянутым к рычагу. Достаточно подложить лист бумаги так, чтобы при ударе бойка о рычаг бумага находилась между ними, как всякое заедание сердечника исчезает и сердечник четко возвращается в исходное положение. Для полного устранения нечеткой работы привода из-за магнитного сцепления необходимо на конец бойка насаживать медный или латунный наконечник или на края направляющей вилки наклепывать щечки из латуни, так что соприкосновение отключающего рычага со стальной вилкой исключается. Указанное явление наблюдалось только в приводах, которые были выпущены заводами до войны. В приводах, выпускаемых в настоящее время, полностью устранен отмеченный недостаток.
- В зимний период, когда наступают похолодания с температурой ниже —25°С, отказ в работе приводов значительно учащается. Наиболее частой причиной отказов приводов при включении и отключении является смазка приводов.
Так как смазка в зимних условиях значительно увеличивает свою вязкость, то вследствие этого увеличиваются силы трения в приводе, что ведет к расстройству регулировки и, следовательно, к отказу в работе привода. Иногда смазка замерзает из-за относительно большого влагосодержания в ней.
Наличие слоя смазки и загустение ее при большом понижении температуры значительно увеличивают силы молекулярного сцепления. Для устранения этого необходимо либо применять незамерзающую и негустеющую смазку, либо устанавливать в нижнюю часть шкафа управления специальные электрические подогреватели.
В современных приводах указанное ненормальное явление устраняется полностью, так как в шкафах управления устанавливаются электрические подогреватели.
- На масляных выключателях типов МКП-160 и МГГ-229 установлены приводы типа ПС-30, на которых имели место следующие случаи отказа в работе при дистанционном включении выключателя. Оказалось, что нечеткая работа приводов вызвана тем, что отверстие в ролике, упирающемся в упорную планку, было выполнено эксцентрично, со смещением центра ролика на 0,5—0,6 мм. В момент включения выключателя ролик провертывался. При этом запорная планка поднималась кверху, отчего происходило расцепление при включении выключателя. В данном случае необходимо было заменить дефектные ролики, и тогда работа привода станет безотказной. Обслуживающему персоналу следует при ревизиях приводов типа ПС-30 тщательно проверять отсутствие эксцентричности запорного ролика.
- В приводе типа ГП-125 защелка из-за вибрации не удерживает сердечник включающего соленоида, из-за чего происходит самопроизвольное отключение выключателя.
Для увеличения надежности работы защелки в эксплуатации применяют пружину из стальной проволоки диаметром 1,5 мм, закрепленной между концом вилки для ручного включения и хвостом защелки. Пружина крепится винтами, установленными на вилке и защелке. Применение такой пружины не влияет на усилие отключения даже при понижении напряжения до 80%. При наличии этой пружины вибрация, отражающаяся на хвосте защелки, глушится. Кроме того, защелка прижимается постоянно книзу, что в период включения обеспечивает глубокое и плотное зацепление. Эта пружина не мешает надеванию приспособления для ручного включения.
- В эксплуатации были случаи сгорания катушек включающих электромагнитов приводов из-за приваривания контактов промежуточного контактора, установленного в цепи включающего электромагнита, или из-за механического заедания в контакторе. Из-за этого не разрывается цепь включающей катушки электромагнита привода. Так как эта катушка не рассчитана на длительное протекание по ней тока, то она перегорает.
Для предотвращения сгорания включающих катушек электромагнитных приводов были предложены специальные схемы защиты. Так, например, инж. Б. М. Зецеров на одной из подстанций предложил сигнализацию, действующую при приваривании контактов промежуточного контактора. В этой схеме специальный шунт врезается в цепь разряда аккумуляторной батареи, вследствие чего он обтекается постоянным током, потребляемым всеми приемниками подстанции, в том числе и электромагнитами приводов включения выключателей.
Признаки неисправности ШРУСов: как проверить ШРУС внутренний и наружный
В устройстве трансмиссии автомобиля шарнир равных угловых скоростей, более известный как ШРУС или граната, является достаточно сильно нагруженным узлом. Если коротко, то именно через ШРУС крутящий момент от КПП передается на колеса автомобиля. Кстати, на переднеприводных авто или полноприводных версиях данный шарнир должен быть устроен так, чтобы усилие передавалось на управляемые колеса под изменяющимися углами.
В общих чертах, вал привода соединяется с КПП или мостом через внутренний ШРУС, тогда как соединение со ступицей колеса реализуется через наружный ШРУС. Само собой, в процессе эксплуатации автомобиля указанные шарниры имеют свойство изнашиваться и выходить из строя. Обратите внимание, что касается ШРУС, признаки неисправности (даже малозаметные) являются весомым основанием для проведения углубленной диагностики.
Наружная и внутренняя граната (ШРУС): отличия и особенности
Итак, перед тем, как проверить ШРУСы, необходимо отдельно учитывать ряд особенностей. Первое, шарниры могут быть внутренними или наружными. Так вот, они редко выходят из строя одновременно. На деле, чаще ломается наружный ШРУС. Однако никак нельзя исключать, что проблемной не является, например, граната левая внутренняя или же правый внутренний шарнир.
- Устройство наружного и внутреннего ШРУСа несколько отличается по причине разных режимов работы этих шарниров. Наружный ШРУС соединяется со ступицей, при этом его основной задачей является необходимость передать крутящий момент под любыми углами поворота или наклона колеса.
- В свою очередь, для внутреннего шарнира важно компенсировать несоосность трансмиссии и приводного вала, тем самым частично разгружая наружный ШРУС. Параллельно внутренний шарнир обеспечивает полную «цельность» вала при условии большого хода подвески. Другими словами, именно внутренний ШРУС обеспечивает возможность приводному валу становиться немного длиннее или короче при определенных условиях.
- Если сравнивать шарниры визуально, корпус внутреннего ШРУСа больше, чем наружного. За счет этого внутренняя обойма ШРУСа может перемещаться вместе с валом и шариками внутри корпуса по дорожкам. Также внутренний шарнир может поворачиваться под углом, хотя и меньшим, чем наружный шарнир. Если же рассмотреть наружный ШРУС, он жестко зафиксирован на валу и больше отвечает за возможность поворота. На некоторых авто наружная граната так прочно крепится к валу, что ее нужно срезать для снятия.
Также отметим, что авто с передним приводом имеют двигатель с поперечным расположением, то есть коробка смещается влево. Результат- левый вал привода будет короче правого. Так вот, более длинный правый вал не всегда бывает цельным. Встречаются варианты, когда он сделан из двух частей, которые соединены при помощи подвесной опоры (подвесной подшипник).
Отдельного внимания заслуживает и тот факт, что на некоторых авто в качестве внутреннего шарнира используется трипод, а не рассматриваемый в статье ШРУС привычного типа. В любом случае, принцип работы трипода все равно похож и принципиальных отличий нет.
Неисправности ШРУСа: признаки и симптомы
Начнем с того, что основной причиной поломки ШРУСа является износ шариков, обоймы шарнира или дорожек (рабочей поверхности корпуса). Реже детали разрушаются, что приводит к разъединению шарнира. С учетом того, что деталь испытывает высокие нагрузки, важно уметь точно выявить неполадку.
- Так вот, основным признаком проблемы со ШРУС является хруст. Этот хруст появляется при повороте колеса во время разгона. Также могут быть ощутимы вибрации и легкие удары, рывки при ускорении. Обратите внимание, эти признаки обобщены, то есть необходимо отдельно разделить неисправности внутреннего ШРУСа и наружного.
Прежде всего, чтобы понять, какой ШРУС хрустит, внутренний или наружный, нужно учитывать следующее:
- наружная «граната» хрустит тогда, когда машина резко трогается или поворачивает с вывернутыми в одну или другую сторону колесами, так как на наружный шарнир приходятся большие нагрузки.
- неполадки внутреннего ШРУСа кроме хруста приводят к явной вибрации, которая ощущается даже при езде по прямой и ровной дороге.
Естественно, неисправность внутреннего ШРУСа определить сложнее. Давайте остановимся на этом более подробно. Самым простым способом, как проверить гранату внутреннюю, является движение по неровной дороге, где можно получить максимальные ходы подвески, но без резких ударов. Оптимально проверять шарниры на сухой грунтовой дороге, которая имеет размытые дождем ямы средней глубины.
Если же проверка ничего не дала, тогда можно отправиться на подъемник. Однако следует учитывать, что при вывешивании колес нагрузка на ШРУСы минимальна и они могут не проявлять признаков неполадок.
Конечно, опытные мастера зачастую все равно выявляют неисправность, так как способны заметить даже небольшие люфты. Бывает, специалисты могут и вовсе разобрать подвеску и снять приводы, убрать чехол со ШРУС и сразу провести дефектовку.
При этом самостоятельно и без опыта скрытую проблему обнаружить бывает сложно. Исключением можно считать такой явный люфт, когда даже при вывешенных колесах (без нагрузки) граната стучит.
Полезные советы
Следует обратить внимание на то, что на многих популярных сегодня авто (например, семейство VAG) внутренний ШРУС прикреплен к коробке передач болтами. Так вот, если болты прослаблены или обломлены, это также становится причиной появления вибраций.
Еще опытные специалисты рекомендуют проводить регулярную профилактику ШРУС, как внутреннего, так и наружного. Дело в том, что основной причиной преждевременных поломок шарнира является пыльник ШРУС.
Параллельно при осмотре или после замены пыльников важно, чтобы хомуты на пыльниках стояли правильно и были нормально затянуты. Основная задача хомута – не просто зафиксировать, но и не позволить пыльнику прокручиваться на корпусе ШРУС.
Не следует считать, что пыльники и износ являются основными проблемами. Причины поломки ШРУСа могут быть разными, однако часто выделяют езду на высокой скорости по плохим дорогам, а также люфты шаровых опор. Иногда имеет место и неправильная установка ШРУС при его замене или после проведения других работ.
Так вот, при езде по неровным дорогам нужно перемещаться максимально аккуратно, особенно если учитывать специфику работы внутреннего шарнира. Также следует избегать резких разгонов с вывернутыми колесами и т.д. Если при замене ШРУС допущены ошибки, перекосы также сокращают ресурс узла.
Важно понимать, что наружный шарнир равных угловых скоростей получает от колеса все удары, на него активно попадает вода, грязь и песок. В свою очередь, хотя внутренний ШРУС менее нагружен, если шаровую вырвет или же она будет иметь сильные люфты, пострадают также внутренние шарниры.
Подведем итоги
Как видно, на выход из строя внутренних или наружных ШРУСов четко указывают характерные признаки, рассмотренные выше. При этом важно понимать, что наружный и внутренний шарниры отличаются друг от друга, они испытывают разные нагрузки и выполняют несколько различные функции. Во время диагностики ШРУС внутренних или наружных, эти нюансы нужно отдельно учитывать.
В качестве итога отметим, что если все же необходима замена ШРУСа, тогда замена гранаты должна проводиться опытным специалистом. В условиях обычного гаража ШРУС поменять вполне можно, однако нужны специальные съемники, набор инструментов и навыки выполнения подобных работ.
Источник: