Источник:
В сентябре Walmart купил 17 000 гарнитур Oculus Go. Более миллиона сотрудников знаменитого ретейл-гиганта в почти 5 000 магазинов по всему миру теперь используют очки виртуальной реальности для обучения. Это пока, пожалуй, самый масштабный по охвату VR-кейс для b2b-рынка, а также повод еще раз задуматься об использовании виртуальной реальности в корпоративном образовании — почему это эффективно и на самом деле не так уж дорого.
Как тренировать в сотрудниках эмоциональный интеллект?
Экспериментировать с виртуальной реальностью Walmart начал еще два года назад. К массовому внедрению перешел, убедившись в результативности. Согласно опыту компании, сотрудники усваивают информацию на 10-15% лучше по сравнению с видео- или онлайн-форматами обучения. В пересчете на миллион сотрудников экономия возникает колоссальная.
Чему же в Walmart учат с помощью VR? Например, одна из симуляций тренирует «работу с полкой» — как упаковать и верно расставить продукцию. Более того, работать с новым товаром можно еще до того, как он впервые в физическом смысле появился в магазине.
Или другой пример — «Черная пятница». Для магазина такая акция — отличная возможность заработать, а для его сотрудников — серьезная проверка на прочность, к которой надо подготовиться. Надев VR-очки, сотрудник оказывается в самом центре оживленного торгового центра. Вокруг десятки покупателей: кто-то толкает тележку, кто-то выбирает электронику. В учебном классе рядом с сотрудником в очках находится инструктор, он дает рекомендации, помогает отрабатывать скрипты и регламенты. Все, что видно в очках, транслируется на большом экране. За трансляцией наблюдают и другие ученики. В результате сотрудник учится работать с разными категориями клиентов, лучше понимая мотивы их поведения.
«Машина сопереживания» — так иногда называют виртуальную реальность. Действительно, как подтверждают в том числе и исследования, проведенные в Стэнфордском Университете, виртуальная реальность способствует развитию эмоционального интеллекта, учит сопереживать, давая нам не виртуальные, а вполне реальные эмоции. Можно привести и российский пример. Побывав в уже упомянутой лаборатории Стэнфорда еще в 2016 году, специалисты Сбербанка (об этом рассказал на профильной конференции, которую проводила компания Газпромнефть, сотрудник Сбербанка) также решили запустить несколько VR-экспериментов. Первый — SberSpeak — направлен на тренировку навыка публичных выступлений. Для симуляции смоделированы три реальные аудитории Академии банка. Когда вы тренируетесь, в зале сидят аватары, которые обладают пятью вариантами реакции — теоретически могут и освистать.
Еще один проект — симуляция «Пожилой человек». Что чувствует такой клиент, когда приходит в офис (насколько ему удобно передвигаться и почему так сложно ждать), может понять даже самый молодой сотрудник банка, надев VR-очки. Есть и диалоговый тренажер, который позволяет научиться правильно давать обратную связь от начальника подчиненному. Николай — так зовут виртуального коллегу, на котором отрабатывают навыки — умеет обижаться, а также ценит четкость и конкретность ответов.
Как снизить число поломок сложного оборудования?
Если в случае с эмпатией оцифровать экономический эффект от VR все-таки не так просто, то в случае с оборудованием задача становится математической. Считаем стоимость оборудования и фиксируем, как часто оно ломается благодаря неквалифицированным действиям сотрудников. Для отдельных отраслей это критически важно. Особой подготовки требуют, к примеру, работники атомной промышленности. На их обучение уходят годы, поскольку к оборудованию, с которым они работают, подпустишь не каждого. Неслучайно в «Росатом» сейчас разрабатывают дорожную карту по внедрению VR. Обучать в виртуальной реальности намерены и в «Газпромнефти», где создали для этого отдельную лабораторию.
Впрочем, даже там, где оборудование не требует такой высокой квалификации, VR также может быть полезен. С оборудованием для ресторанов — кофе-машинами, грилями или холодильниками — работают люди иногда без образования совсем. При этом стоимость такого профессионального оборудования ощутима и его поломка также для бизнеса чувствительна. В случае с ресторанами можно вспомнить KFC. Любопытно, что их симуляция — вполне в духе компании — больше похожа на игру. Пользователь оказывается в жуткой закрытой комнате, выбраться из которой он может, только правильно пожарив куриные крылышки.
Как избежать аварий и травм?
Согласно данным Международной организации труда, из-за неосторожных действий в мире ежегодно гибнет 2 млн работников. Для промышленных предприятий инструктаж по безопасности — необходимая часть бизнес-процесса, требование закона. Аварии и чрезвычайные ситуации крайне сложно смоделировать в реальности. Никто не будет взрывать завод или устраивать пожар, чтобы провести учения. Тренажеры в виртуальной реальности все это позволяют.
Если в российской промышленности VR пока пилотируется, то в зарубежных корпорациях он уже активно внедряется. Хороший пример — компания Schlumberger. Эта крупнейшая нефтесервисная компания присутствует в более чем 85 странах. В Пало-Альто в США у них работает центр инноваций, идея которого заключается в том, чтобы, находясь рядом с Кремниевой долиной, максимально быстро узнавать о новых технологиях и внедрять их на предприятиях корпорации по миру. С виртуальной реальностью там активно работают уже два года. Компания-партнер в Хьюстоне готовит на постоянной основе образовательный контент, например, позволяет перенести сотрудников на буровые вышки.
Как в случае с Walmart или Burger King, в Schlumberger также работает эффект масштаба: ежемесячно обучение проходят порядка 2 000 сотрудников. То есть каждый разработанный в виртуальной реальности курс используется многократно и быстро себя окупает. Обучение строится следующим образом: сначала теория, а затем практическое закрепление знаний в VR. Что также имеет большое значение, как рассказывают в Schlumberger, это многопользовательский режим — возможность взаимодействовать в одной симуляции удаленным друг от друга сотрудникам. Это точно не может дать обычный видеоролик.
Что еще смогут технологии?
VR уже сейчас кардинально меняет передачу опыта от человека к человеку. Никогда ранее эффект присутствия не был настолько ощутим, мы можем не только видеть, но и перемещаться и взаимодействовать с предметами. При этом глубина иммерсивности все возрастает. Сейчас, к примеру, идет работа над созданием перчаток с реалистичной тактильной обратной связью. Благодаря им мы сможем прикоснуться к несуществующему в физическом смысле предмету, ощутив в VR материал, из которого он состоит, его твердость или мягкость и другие свойства. Правда, как прогнозирует Майкл Абраш, ученый и руководитель лаборатории виртуальной реальности Facebook, выхода на рынок таких перчаток стоит ожидать только через десять лет — к 2028 году.
Но сам факт, что это станет реальностью, поразителен. Кроме VR-перчаток, инженеры также работают над VR-жилетами, а не так давно стало известно, что компания Google получила патент на разработку VR-ботинок.