Фото: externat.foxford.ru
Роберт СлавинДиректор центра «Активный интеллект»
Как преподаватель и методист, я занимаюсь развитием памяти и скорочтения у взрослых и детей. В статье представлены советы, основанные на практических результатах, которые расскажут о том, как развить навыки скорочтения в любом возрасте, чем полезно скорочтение для взрослых, почему лучше развивать скорочтение вместе с памятью.
Содержание статьи [развернуть]
- Виды скорочтенияКак развить скорочтение у ребенка до 12 летКак развить скорочтение взрослому
Виды скорочтения
Скорочтение можно разделить на 2 вида:
1. Функциональное – оно же смысловое. Его скорость: 100-300 слов в минуту.
Читая с такой скоростью, мы понимаем и запоминаем текст. После прочтения можем пересказать близко к тексту. Для лучшего понимания и закрепления прочитанного в памяти, нужно делать перерывы каждые 30-40 минут.
2. Скоростное – оно же сканирующее или скользящее. Скорость от 300 до 600 и более слов в минуту.
Этот вид применяется при работе с большими потоками информации: статьи в газетах, публицистика или привычные для нас документы.
Основные препятствия для скорочтения это:
-
ограниченность словарного запаса (тезауруса – познаний в какой-либо области);
регрессия – непроизвольный возврат к ранее прочитанному тексту;
реципация – сознательный возврат к ранее прочитанному тексту;
артикуляция (она же – субвокализация) – проговаривание текста про себя при чтении;
низкая устойчивость (концентрация) внимания на читаемом тексте.
Развитие скорочтения, как навыка, направлено на преодоление этих препятствий.
Занимаясь с детьми начальной школы, стремитесь к увеличению словарного запаса в первую очередь. Так как все возвраты и остановки в процессе чтения связаны, как правило, с непониманием прочитанного.
В этом случае мы имеем дело с развитием функционального, то есть смыслового чтения.
Как развить скорочтение у ребенка до 12 лет
Мои советы родителям занимающимся развитием детей начальной школы (до 12 лет):
-
сделайте процесс чтения интересным: предложите ребёнку прочесть первые страницы нескольких книг, пусть он выберет то, что ему нравиться читать. Вам нужно будет поддержать его увлечение: приобретать новые книги из понравившейся серии. Или предлагать книги смежной тематики. Помните, чтение не должно быть обязанностью, ребёнок должен сам проявлять инициативу;
улучшайте возможности памяти: просите ребёнка пересказать содержание прочитанного. На первом этапе задавайте вопросы по схеме: Кто герои, как их зовут? Чем они занимаются? Где это происходит? В какое время? Ребёнок привыкнет выделять и запоминать самое важное при чтении, тренируя таким образом концентрацию внимания и память.
А увеличение словарного запаса автоматически увеличит скорость чтения.
Постепенно ребёнок начнёт воспринимать чтение, как простой и лёгкий способ получения информации. Он начнёт читать по своей инициативе. И не только книги какой-то одной серии. У ребёнка вырастет мотивация на повышение успеваемости в школе, появится (или вернётся) интерес к учёбе.
В этом случае мы имеем дело с развитием функционального, то есть смыслового чтения.
Как развить скорочтение взрослому
Для взрослых людей, владеющих большим словарным запасом, самым важным будет отучить себя от возврата к ранее прочитанному. И подавить внутреннее проговаривание. В этом случае можно говорить о развитии скоростного (сканирующего) чтения.
Отучить себя от возвратов можно, используя два условия (речь не идёт об изучении чего-то нового):
-
дайте себе команду читать любой текст только один раз;
используйте механический ограничитель против возвратов. Например, закрывайте листом бумаги тот текст, который уже один раз прочитали. Сдвигайте этот лист по мере прочтения текста.
Такое искусственное ограничение мобилизует внимание читающего и позволит сэкономить до 15% времени.
Проговаривание про себя (артикуляция) подавляется при помощи перекрытия речеслухового канала. Возьмите в правую руку карандаш или ручку. И начинайте читать, одновременно отстукивая правой рукой определённый ритм.
Можно использовать другой, более сложный способ: читайте и одновременно записывайте одну и ту же фразу, например «мерцание звёзд».
Выполнять это упражнение нужно ежедневно, затрачивая на него по 15-20 минут. Как правило, на первом этапе хорошо будет получаться что-то одно: либо выстукивание ритма, либо чтение.
Через некоторое время (примерно через 10-12 часов общего времени) возникнет понимание читаемого. А весь процесс подавления артикуляции занимает 25-30 часов.
Нужно понимать, что после завершения этого процесса, проговаривание не исчезнет полностью. Часть новых и важных слов можно и нужно проговаривать для лучшего понимания.
По моему опыту взрослые люди (и подростки с 12 лет) занимаясь с использованием этих приёмов, наращивали скорость чтения со 100-130 до 500-600 слов в минуту с пониманием текста на уровне 80-90 %. Главным в их занятиях была регулярность и упорство, к таким результатам они приходили после 3-4 месяцев занятий.
ОбразованиеСаморазвитие
500000
Источник: