Православная церковь Украины (ПЦУ) окончательно получила официальное признание и независимость. Документ об этом, томос, 10 января был доставлен в Киев. Украинский президент Петр Порошенко назвал приобретение томоса «получением духовной независимости от России» и активно использует его в своей избирательной кампании. Действительно ли украинская церковь стала независимой, как это связано с антироссийской политикой Порошенко, почему в ПЦУ начали переходить архиереи из пророссийской Украинской православной церкви (УПЦ) и как главные идеологи томоса оказались в стороне — отвечает «URA.RU».
Что случилось и какая разница в церквях?
В течение трех веков Украина находилась под духовной опекой Русской православной церкви — в 1686 году Константинопольский патриархат передал ей право рукополагать украинских митрополитов. В 1990 году РПЦ согласилась предоставить украинской церкви широкую автономию — так появилась Украинская православная церковь (УПЦ). До начала 2019 года она была единственной каноничной (признанной всеми) православной церковью.
Одновременно с этим в 90-е на Украине начали появляться и другие православные церкви, однако они не были признаны мировым православием и подверглись анафеме. В 2018 году Константинопольский патриархат заявил, что готов их признать и предоставить независимость — автокефалию. При этом возникшая Православная церковь Украины (ПЦУ) оказалась полностью зависимой от Константинополя, замечает публицист из Украины Владимир Рогов. «По условиям томоса она полностью подвластна Фанару (исторический район Константинополя, в котором расположена резиденция патриарха — прим. ред.) Кроме того, документ ограничивает юрисдикцию ПЦУ только территорией Украины: это значит, что она лишена возможности назначать епископов или основывать приходы за пределами страны», — рассказал он «URA.RU».
Стала ли Православная церковь Украины независимой?
Президент Петр Порошенко, презентующий томос как получение «духовной независимости», ставит ПЦУ в зависимость от Турции (резиденция константинопольского патриарха располагается в Стамбуле), говорит бывший депутат Верховной Рады от Компартии Украины Спиридон Килинкаров. «Порошенко преследовал только одну цель — „сдать“ церковь Константинополю и повысить на этом свой рейтинг. Сама идея раскола поддержана США, а Порошенко, как их ставленник, сделал все возможное в интересах Вашингтона. Здесь больше политики, нежели веры», — рассказал он «URA.RU».
Как лидер «раскола» Филарет (Денисенко) оказался не у дел?
Главным идеологом раскола в последние годы считался патриарх непризнанной Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) Филарет (Денисенко). Он вел противостояние с РПЦ с начала 1990-х годов, тогда же был отлучен от сана и предан анафеме. В 1995 году он возглавил УПЦ КП и руководил ей вплоть до получения автокефалии в 2019 году. Однако патриархом новой церкви стал не он, а очень молодой по церковным меркам (39 лет) митрополит Переяславский и Белоцерковский Епифаний (Думенко).
Филарет (Денисенко) отпугивал киевские власти и Константинополь своей независимостью, говорит экс-председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества, протоиерей отец Всеволод Чаплин. «Для изнеженных, привыкших к интригам константинопольских иерархов он фигура малокомфортная, психологически он гораздо сильнее их всех, вместе взятых», — рассказал он «URA.RU».
Именно поэтому на роль патриарха ПЦУ была выбрана компромиссная фигура Епифания (Думенко). Однако молодой священник в качестве главы новой церкви может вызвать недоумение у верующих, замечает кандидат философских наук, религиовед Сергей Петров. «Речь идет о пародии на духовного лидера. Думенко даже не был монахом (в православии патриарх традиционно избирается из представителей монашества — прим. ред.) Увы, такие люди зачастую выплывают в смутные времена, они пытаются утвердиться, при этом на деле не имея заслуженного авторитета», — рассказал он «URA.RU».
При этом сам Филарет остается не у дел, говорит кандидат политических наук Сергей Журавский. «На самом деле в этом нет ничего необычного — Филарет сейчас фактически отправляется на свалку истории. Раскол, как и любая революция, пожирает своих детей. Он сделал свое дело — он больше не нужен», — сказал Журавский.
Почему священники пророссийской УПЦ начали уходить в новую церковь?
В начале января украинские СМИ начали массово сообщать о том, что из УПЦ в новую церковь перешли уже четыре десятка церковных приходов. При этом, по данным «ТСН Украина», это только начало, в колеблющемся состоянии сейчас находится еще несколько десятков приходов.
Настало удачное время для тех, кто собирается взлететь вверх по церковной карьерной лестнице, считает Сергей Петров. «В этом расколе многие увидели шанс для себя. Еще вчера некоторые были никому не нужны, не пользовались уважением среди верующих, а сейчас решили, что это их шанс для удовлетворения амбиций и жажды наживы», — говорит он «URA.RU». Собеседник агентства подчеркнул, что это очень опасная тенденция: «Еще вчера они были балластом, а сегодня пытаются вновь завоевать доверие верующих, но уже в рамках новой церкви».
Источник: