Источник:
Эта Лада 2105 в 80-е года побеждала в ралли Citroen и даже Ferrari
В Советском союзе спорт уважали и всячески старались продвинуть в массы идею не только здорового образа жизни среди молодежи, но и развивали разные международные спортивные направления, в том числе и в автоспорте. Ведь любые достижения спортсменов, для любого государства, на самом деле являются делом чести и ведения пропагандистской деятельности (в хорошем смысле этого выражения), а значит они нужны.
В далекие времена, наши вполне неплохо даже выступали в международном ралли. Конкретно, призовые места и высокие пьедесталы завоевывались на чемпионате среди участников сверхпопулярной тогда группы B, в которой долгие годы как рыба в воде чувствовали себя практически серийные «Москвичи». Стоит отметить, что для этих целей почти на каждом предприятии, будь то, автопроизводитель или контора, занимавшаяся сборкой мотоциклов, была своя спортивная команда. Цель спортивного коллектива в первую очередь заключалась в доводке конструкции под сверхвысокими нагрузками до идеала. Те части автомобиля, которые не проходили сурового испытания, и были жизненно важными для надежности машины, переделывались, изменялись и дорабатывались.
«Побочным» эффектом такого подхода становились призы и лавры в отечественных гоночных сериях, а также за рубежом. Спидвей, кольцевые гонки, ралли, мотокросс – вот неполный список тех направлений, где принимали участие заводские команды. Но традиционно, одним из самых востребованных, стали именно раллийные гонки.
Впрочем, также создавались отдельные мини заводы, для которых продвижение моделей по спортивной стезе были основной целью работы. Одним из таких предприятий была Прибалтийская «Вильнюсская фабрика транспортных средств». Госпредприятие, занимавшееся доводкой серийных автомобилей по спортивные нужды и подготовкой их к соревнованиям.
За ¼ века, с 1975 по 1990 годы из-под пера VFTS, и в частности, идейного вдохновителя предприятия Стасиса Брундза, вышло множество интересных и разнообразных моделей, но вершиной для многих спортивных автоэкспертов, до сих пор считается раллийная модель Lada 2105 VFTS.
Чем уникальна гоночная модель Lada 2105 VFTS?
Ну, во-первых, инженерные доработки модели были настолько удачными, что рабочие варианты боевых «Пятерок» не только дошли до наших дней, но даже до сих пор используются в любительских раллийных чемпионатах. А ведь, на секунду, с момента выпуска первой тюнингованной под спорт модели прошло порядком более 30 лет!
Во-вторых, модель Лада, смогла пробиться в 80-х годах на международный уровень, войдя в раллийную группу «B», в которой вполне надежно закрепилась на верхних строках рейтинга, обойдя даже таких именитых соперников «дополноприводной эры», как Ferrari и Citroen BX.
Правда здесь стоит сделать небольшую оговорку. Lada VFTS побеждала не в целом в группе «B», тягаясь с лидерами тех времен – Ford RS200s и MG Metro 6R4s, но в подклассе Группы B / 10 для автомобилей с рабочим объемом двигателя от 1,3 л до 1,6 л.
В-третьих, спортивная версия модели получила широкую огласку в союзной прессе и целую рекламную компанию с отдельными проспектами и буклетами по узлам и агрегатам модели. Это создало уникальный прецедент, инициировав волну подрожателей-копипастеров, особенно в 90-е года, в Венгрии и Литве. Схожих по характеристикам автомобилей стало так много, что их владельцы начали объединяться в сообщества и соревноваться между собой в отельных местечковых чемпионатах.
По некоторым данным всего было построено 30 «официальных» экземпляров.
Вот видео с самим Брундзы, заводящего автомобиль:
Что представляла из себя Лада 2105 ВФТС?
Как мы отмечали выше – модель, ни что иное, как фундамент от модели 2105, полностью переделанный под гоночные нужды. Алюминиевый капот, двери и багажник – все было сделано для максимального снижения веса. Боковые окна – плексиглас, а вот лобовое и заднее, остались стеклянными (в те времена регламент еще позволял оставлять колкие стекла).
Завершали внешний вид необычные для советского времени колесные диски и аэродинамический пластиковый обвес.
Более подробные технические характеристики (взято с сайта drive2.ru):
Блок цилиндров чугунный (2106) с алюминиевой ГБЦ.
Рабочий объем 1588 см3.
Диаметр поршня – 79,5 мм, ход – 80 мм.
Шатун – стальной, весом 570 грамм, с прямым разъемом, длиной 136 мм.
Коленвал на подшипниках скольжения, литой, чугунный весом 10,4 кг, диаметр шеек 50,795 мм.
Маховик стальной, весом 4,2 кг.
Карбюраторы WEBER 45 CDOE.
Распредвал: подъем впускного/выпускного клапана 11,5 мм/11,5 мм, фазы – впуск 330 градусов, выпуск 320 градусов.
Диаметр впускного канала 39,5 мм, выпускного 34,5 мм.
Диаметр тарелки впускного клапана 41 мм, выпускного 36 мм.
Степень сжатия 11,5 единиц.
Силовые характеристики — 160 л.с. при 7000 об/мин, крутящий момент 164,8 Нм при 5500 об/мин. (Имеются упоминания о машине на которой выступал сам Стасис Брундза, развивавшей 180 л.с. при 7500 об/мин. и 182 Нм при 6000 об/мин).
Диаметр передних тормозных дисков – 252,7 мм, задние тормоза барабанные.
Рулевое управление: глобоидальный червяк с двухгребневым роликом
Передаточное число рулевого механизма – 16,4
Габариты машины – длина 409 см, ширина 172,5 см, высота 140 см (варьировалась в зависимости от настроек подвески), колея спереди/сзади – 136,5 см/132,1 см. (варьировалась в зависимости от типа применяемых колес)
На международные соревнования машину обували в шины Pirelli 210/595-15 или Dunlop 195/555-15.
Вес машины (в версии алюминиевыми элементами кузова) без топлива — 780 кг. Снаряженный вес со стальным кузовом – 920 кг.
Главные пары 4,3; 4,4; 4,77
КПП VAZ-R3 прямозубая, с кулачковыми муфтами включения.
И так, жесткий гоночный VFTS имел под своим алюминиевым капотом 160 л. с., разгонялся до 100 км/ч чуть быстрее 7 секунд и имел максимальную скорость порядка 200 км/ч (в зависимости от используемой главной пары и КПП)
Lada 2105 VFTS был не частым гостем на чемпионате мира по ралли в эпоху «Group B», таких, к примеру, как финское ралли «1000 озер», где в 1986 году модель полностью доминировала в классе B / 10, заняв первые 6 позиций в классе. Российский автогонщик Игорь Больших финишировал 18-м в общем зачете и первым в классе. Тем не менее, автомобиль был более конкурентоспособным на национальных соревнованиях в Восточной Европе, где он провел большинство мероприятий и составил обширный список подиумов.
Заслуженно, одна из самых интересных спортивных моделей прошлого, показывающая, что при правильном техническом подходе даже из «Пятёрки» можно сделать качественный болид.