14 января в стенах Госдумы прошло обсуждение сразу двух нашумевших законопроектов: один предлагал вводить административную ответственность за распространение фейков, другой — за оскорбление государственных символов.

Помимо авторов законопроекта, сенатора Андрея Клишаса и депутата Дмитрия Вяткина, на расширенное заседание комитета по информационной политике пригласили членов правительства и генпрокуратуры. О том, как новые законопроекты посеяли семена раздора между законодательной и исполнительной властью, с мероприятия рассказывает корреспондент «URA.RU».

Еще до обсуждения законопроектов на думском комитете было понятно, что их ждет непростая судьба. В середине декабря их раскритиковали журналисты и представители интернет-индустрии. А уже после новогодних праздников свой отрицательный отзыв оставило министерство цифрового развития. 14 января для авторов законопроекта и их критиков настало время встретиться вживую.

На комитете сторонники законопроекта пугали, что фейки способны уничтожить общественную стабильность. «Распространение интернета в корне поменяло информационную сферу. Теперь каждый может быть репортером и оказывать влияние на общество. Но есть и обратная сторона медали: люди не несут ответственности за распространяемую информацию, нагнетая панические настроения. Самый наглядный пример — Кемерово (после пожара в ТЦ „Зимняя вишня“ в марте 2018 года распространились слухи о сотнях погибших, что привело к волнениям в регионе — прим. ред.)», — начал дискуссию председатель комитета по информационной политике Леонид Левин. По его словам, люди все чаще получают новости из мессенджеров и соцсетей, где никто даже не старается проверять информацию.

Аргументы депутатов отчасти поддержали даже в президентском совете по правам человека (СПЧ). «Футурологи говорят, что если поток фейков не остановить, то совсем скоро мы окончательно разучимся различать правду и ложь», — заметил тележурналист, член СПЧ Владимир Соловьев.

При этом автор законопроекта, сенатор Андрей Клишас, уверял, что опасность фейков поняли уже и на Западе: в последнее время там принимают куда более жесткие законы о борьбе с ложью, чем это предлагают российские законодатели. В России за это подразумевается административная ответственность, на Западе — уже введена уголовная. «Во Франции в 2018 году был принят закон о борьбе с манипуляцией информацией. В Германии с 1998 года действует закон о борьбе с распространением заведомо поддельных сведений. В 2017 году его распространили на интернет-сервисы. Наказание — штраф от 5 до 50 миллионов евро.

В целом в сентябре 2018 года в ЕС был принят кодекс по борьбе с дезинформацией. На его основе будут разрабатываться пакеты нормативных актов во всех странах Евросоюза», — заверил Клишас.

Пользуясь предоставленным временем, он начал защищать и свой второй закон — о наказании за оскорбление госсимволов. «Кодекс Франции устанавливает штраф за оскорбление флага или гимна в 4500 евро. А Уголовный кодекс Италии предполагает от одного до пяти лет тюрьмы за оскорбление президента, в Германии — от трех месяцев до пяти лет», — продолжал Клишас.

При этом новые законы не должны превратиться в печально известную 282-ю статью (которая предполагала наказание за лайки и репосты), заметил уральский депутат Дмитрий Вяткин. «Именно недостаточность регулирования привела к перекосам в судебной практике за лайки и репосты. Если все будет отрегулировано и прописано, то лишних посадок не будет», — заявил он.

Главным критиком европейского опыта стала Екатерина Ларина — директор департамента государственной политики в области средств массовой информации Минцифры. «То, что происходит сейчас на Западе, — это борьба с альтернативной точкой зрения.

Когда во Франции был принят о борьбе с фейками, в Russia Today сразу заявили, что этот закон принят против них. Не хотелось бы думать, что мы идем по тому же пути», — заявила Ларина.

Она считает, что если закон не доработать, то он как и раз станет новым изданием 282-й статьи. «Законопроект предполагает наказание за распространение заведомо недостоверной информации. Но кто будет доказывать эту заведомость?» — вопрошала она.

Проехалась Ларина и по наказанию за оскорбление госсимволов. «В законе говорится о явном неуважении, выраженном в неприличной форме. Но кто будет определять, где есть неуважение, а где его нет?» — вопрошала она.

Тут уже не выдержал Клишас. «Если бы в Минцифры своевременно принимали подзаконные акты, то проблем с толкованием не возникло бы. Есть целый перечень подзаконных актов, которых хотят от вас законодатели! Там месячные задержки!» — пикировал он. Такая проблема действительно существует. Так, известный «Пакет Яровой» формально вступил в действие еще осенью 2018 года, однако фактически он не работает до сих пор, потому что правительство так и не разработало необходимых подзаконных актов.

Однако самый больной укол в законодателей пришелся из Генпрокуратуры — органа, который, по мнению авторов законопроекта, и должен оперативно вычислять фейки и проводить досудебные блокировки. «С нашей точки зрения, принятие решений будет невозможным без проведения лингвистических экспертиз, что потребует значительных временных затрат», — заявила заместитель начальника правового управления Генпрокуратуры Екатерина Артамонова. По ее словам, законопроект может привести к «необоснованному ограничению прав граждан на свободное распространение информации» и требует доработки.

После выступления представителя генпрокуратуры авторы законопроекта начали постепенно покидать зал заседания: вначале с мероприятия ушел Клишас, через несколько минут — Вяткин. Критика представителей IT-компаний, интернет-СМИ, членов СПЧ проходила уже мимо них. Итог дискуссии за них подвел депутат Левин: законопроекты придется серьезно дорабатывать.

Источник: ura.news

Добавить комментарий